Человек и обществоВ России
Она чуть было не выбрала «нормальную» профессию – быть управленцем, но вовремя остановилась – выучилась на актрису. Два года назад она выпорхнула из-под крыла забайкальского драмтеатра и уехала в Москву, чтобы после кастингов бежать на пробы, а со съёмок на спектакль. В «Родом из Забайкалья» актриса Анна Парцева рассказала о шкатулке несыгранных ролей, мороженом в ноябре, Новом годе на Красной площади и многом другом.
— Ещё в три года заявила родителям, что буду актрисой и поеду в Голливуд. До Голливуда пока далеко, но мечта сбылась: актрисой я всё-таки стала. В подростковом возрасте эта мысль уходила периодически из моей головы, но всегда оставалась где-то в подсознании. Наверное, занятия спортивными танцами подвигли меня на обдумывание этой мысли всерьёз. Танцами я занималась в своей жизни около 12 лет. Когда стала подрастать, спорт стал перетекать у меня в творчество. Мне это очень нравилось, и я задумалась об актёрстве.
— Почему сразу после школы не уехали учиться в московский театральный вуз?
— Желание уехать сразу, конечно, было. Возникло оно у меня задолго до выпускного из школы. Но как-то при разговоре с мамой, где-то в старших классах, она мне чётко дала понять, что не отпустит меня одну учиться в Москву. Разговор был неконкретным, но было понятно, что переубедить маму будет очень сложно. А в 11 классе стали появляться мысли о «нормальных» профессиях. В планах было поступление на специальность «Государственное и муниципальное управление» в наш читинский университет. И вдруг я по телевизору вижу объявление о целевом наборе для нашего Читинского театра в ВТУ им. Щепкина. Я сразу решилась попробовать. Ещё бы, такой шанс — поступить в престижный театральный вуз, находясь дома. Иду на первый тур – прохожу, иду на второй — опять не слетаю, на третий – берут. День зачисления: на дворе июнь, все только готовятся к поступлению, а нам читают список зачисленных. Мама радовалась в сто раз больше, чем я.
Учёба, студенчество… Думаю, об этом можно роман написать. Было столько всего. Это однозначно лучшие годы в моей жизни. Запомнилось так много, что даже не знаю, что именно привести в пример. Мы учились, выходили с первого курса на сцену, узнавали театр изнутри. Что-то нас восхищало, что-то пугало, что-то из-за юного возраста мы не понимали. Вспоминаю себя, 17-летнюю барышню, у которой в голове был полный кавардак и которой позволяли работать на сцене драматического театра. Сейчас я понимаю, какое доверие нам оказывали, мы ведь и вправду тогда ничего не знали об актёрской профессии. Понимали, изучали эту профессию на практике. Это супер. Мало кто может этим похвастаться. Гастроли, которые подарил драматический театр, были незабываемыми: поездки в Севастополь, Одессу, Брянск, Гомель, Ярославль… За всё это, в первую очередь, низкий поклон и безумное уважение, восхищение и любовь нашему мастеру курса, трагически ушедшему из жизни, художественному руководителю Николаю Алексеевичу Березину. Он нас растил, он нас всему научил, и ему мы благодарны за эти безумно счастливые дни студенчества.
— Когда осознанно решили уехать из Читы?
— Хороший вопрос об осознанности решения. Неосознанная мысль была в моей голове всегда, я всегда думала, что когда я вырасту — точно не буду жить в Чите. Не потому, что Чита плохая или я её не люблю, ну, просто как-то мало мне её всегда было. Серьезно задумываться о переезде начала, наверное, когда мы всем курсом в 2007 году приезжали в Москву на сдачу экзаменов. Тогда я поняла и осознала, как мне нравится этот город, как он мне близок, и как мне приятно здесь жить. Я люблю Москву! А вопрос, когда уезжать, в моей голове не был конкретным. Я думала: «Ну как получится, если вообще получится».
В 2010 году после гастролей мы с моим коллегой и самым близким другом Андреем Кошелевым решили остаться в Москве на лето, попробовать себя, походить по кастингам, а вдруг где-нибудь снимемся. И в принципе, никаких крупных успехов тем летом у меня не было, но зато я попала на эпизод в полнометражную картину «Мы одна семья» к режиссеру Ренату Давлетьянову, и актёры там были очень высокого уровня: Лариса Удовиченко, Андрей Ургант, Леонид Ярмольник, Мария Шукшина. Это была комедия, актёры, работая в кадре, кайфовали, придумывали, жили. Несколько съёмочных дней в этой атмосфере вообще вскружили мне голову. Сидя за кадром и наблюдая, как эти люди работают, да и вообще, как снимают кино, я решила для себя: это точно то, чем я хочу заниматься. Может, это мой характер, может, просто возрастной максимализм, но я до сих пор уверена, что каждый человек должен заниматься тем, чем хочет. Это может быть сложно, это может быть вообще невозможно, но попытки делать нужно. После этого лета я переехала в Москву. Я была очень рада, что художественный руководитель Николай Алексеевич меня отпустил, понял и пожелал мне удачи в моих начинаниях. Для меня это было очень важно.
— Что было самым сложным в первые месяцы жизни в Москве?
— Всё. С жильём как-то определились ещё летом с Андреем. Так что поиском жилья я не занималась, я занималась поиском оплаты этого жилья.
Ну и финансов, конечно, же не хватало. В первое время мои родители мне помогали. Я им безумно благодарна. Хотя иногда, конечно, совесть начинала мучить, и я в самых крайних случаях обращалась к родителям, отказывая себе почти во всём. Иногда не было почти работы, съёмок. Меня никто не знал? и никуда не приглашали. Я научилась тогда ездить «зайцем» в метро. Со временем, конечно, стало полегче. Съёмок стало побольше и каких-то левых заработков. Как актёры называют «халтуры» — свадьбы, работа аниматором. Было сложно ориентироваться в незнакомом городе. Каждый день открывала для себя всё новые и новые районы, пыталась понять запутанную карту Москвы. Но всё это бытовые проблемы.
Cамая главная всё-таки для меня тяжесть была в отсутствии друзей. Я приехала и оказалась одна. Не с кем было погулять, поговорить, посмеяться, отдохнуть. Так как я человек, которому всё это нужно? как воздух, отсутствие этого всего было мучительным для меня. Но я старалась заводить новых приятелей, начала играть в «Дозор» в Москве, в «Мафию». Знакомые из Читы меня поймут. В общем, здесь искала для себя те же развлечения, которые были мне интересны в Чите. И к своей радости нашла приятелей и здесь. Конечно, близкие и настоящие друзья, проверенные временем, ситуациями, они все в Чите, их не заменить. Сейчас, по крайней мере, у меня здесь в Москве появились люди, хорошо знающие меня и понимающие, с которыми я дружу.
А что касается бешеного ритма Москвы, мне нравится. Очень. Я люблю быстро ходить, быстро думать и быстро принимать решения. Я такая!
— Очереди на московских кастингах для молодых актёров длинные?
— Самое главное — актёров в Москве безумное множество. Так что, в принципе, чтобы найти актёрскую работу здесь, не нужно никакого пути преодолевать. Нужны удача, счастливый случай и готовность всегда им воспользоваться. Очереди на кастингах не просто длинные, они гигантские. А самое страшное, что первые кастингов 50 тебя трясёт, как Каштанку. Ты не уверена в том, что говоришь, и боишься сделать что-то не так, но со временем отпускает. Вдруг ты начинаешь творить на кастинге или пробах то, что реально не ожидала сама от себя. Выходишь потом и думаешь: «Ух ты, как я вообще им сказала». Начинают перезванивать, приглашать на вторые пробы, на съёмки. Страх перед кастингами начинает исчезать. Главное, уходит страх отказа! Хожу на кастинги, пробы, почти каждый день. Процент утверждения на роль очень мал, и к этому молодому, начинающему актеру нужно привыкнуть. Нужно не бояться отказов. Здесь ты не подошла, подойдёшь в другом проекте на другую роль. Ни в коем случае нельзя впадать в депрессию: «О, боже меня не взяли на ту роль…аааа, я не талантливая актриса». Таких мыслей нельзя допускать. Нужно понимать, что это в какой-то степени всё-таки рынок со своими законами, со своими субъективными решениями. Кому-то ты нравишься, кому-то нет. Куда-то ты подходишь, куда-то нет. Нужно просто выполнять качественно свою работу, не обращая внимания на эту большую конкуренцию, просто приходить и делать то, что ты умеешь.
— Большой багаж съёмок накопился?
— Роли в полнометражных картинах у меня пока в планах на будущее. Пока приучаюсь к кинематографу посредством сериалов. На самом деле накопилось немало работ, но так как роли небольшие, а проекты не очень значительные, мне кажется, что всё только начинается. Вообще, более 10 телесериалов, в которых мне посчастливилось сниматься. Из последних — «Купидон», «Пыльная работа», «Инспектор Купер», «Команда ЧЕ», «След» и другие. Этим летом вместе с Андреем Кошелевым мне посчастливилось сниматься в телесериале «Дело чести», где мы оказались в одном кадре с Сергеем Жигуновым. Сцена с таким прекрасным актёром, и, как оказалось, не менее прекрасным человеком, была короткой, но снимали её полдня! Положительных эмоций было много. Работа плечом к плечу с хорошим, опытным актером приносит бесценный опыт.
Сложных съемок было много. Те условия, в которых снимаются не очень дорогие проекты, можно назвать спартанскими. Актёрская рабочая смена 12 часов. Зачастую съёмочный день перетекает в съёмочную ночь. Условия отдыха, комфортного нахождения на съёмках не предусмотрены. А иногда, например, приходится в достаточно холодное время года изображать лето. Это очень круто. Знаете, что делают с актерами, у которых пар идёт изо рта, когда на улице холодно, а снимаем лето? Их заставляют есть мороженое перед кадром. В проекте «Окончательный вердикт» в ноябре в Подмосковье мы снимали жаркую Турцию, при этом было уже давно за полночь, я при минусовой температуре стояла в летнем платье и босоножках и должна была кричать, но «почему-то» изо рта у меня шёл пар. Мне принесли мороженое, и я его держала во рту перед кадром. Вот теперь представьте всю эту картину: летнее платье, босоножки, мороженое и ноябрь. На тот момент в моей голове всё-таки пронеслась мысль: «Может, к чёрту кино. В офисе тёплом лучше сидеть». Но тут команда режиссёра: «Камера, мотор!» Я выбрасываю мороженое и кричу. Пар не идёт. Кадр получается отличный. Потом долго это всё вспоминала. И понимаю, что вот она романтика кинематографа. Наверное, я немного сумасшедшая, но мне это всё чертовски нравится.
— Удаётся совмещать кино с театром?
— Примерно через полгода после переезда один из продюсерских центров, занимающихся постановкой антрепризных спектаклей, предложил сотрудничество. Им срочно нужна была актриса на роль Батян в пьесе «Не покидай меня». Эту роль, одну из моих любимых, я играла на сцене нашего родного театра в Чите. Пришла к ним на пробы, и они меня утвердили. Так я попала в труппу продюсерского центра «Сенсация». После этого была также знакомая мне постановка «Очень простая история». И сейчас у меня шесть спектаклей, которые я работаю в составе этого центра. Так как это антреприза, мы работаем на разных площадках Москвы: театр имени Рубена Симонова, театр Шалом, концертный зал «Останкино», дворец на Яузе, Государственный Московский Мюзик-холл и другие. Мне это очень нравится. И пусть это не репертуарный театр, но думаю на данном этапе моей жизни именно это мне и нужно. Актёрская театральная работа не стоит на месте, я выхожу на сцену, конечно, не каждый вечер, но достаточно часто. Я была без театральной работы больше полугода и точно для себя решила, что актёр обязан, должен работать в театре. Эта практика, которая необходима актёру. И если актёр не работает в театре, он чахнет. Так что не завидую многим актёрам, выбирающим лишь кино. Уверена, что актёр, в первую очередь, должен быть театральным. Но это моё мнение, думаю, кто-то считает иначе.
— Какой график вашей работы – в будни с утра до вечера и полноценные выходные или всё по-другому?
— Всё по-другому. У меня нет графика и нет выходных. Я часто путаюсь в днях недели. Иногда бывают «разгрузочные» дни, я их так называю. Это когда телефон молчит, съёмок не запланировано, спектакли лишь на следующей неделе. Тогда я занимаюсь собой. А бывает, когда полный аншлаг. Всё вместе: и съёмки, и спектакли, и, как назло, начинаю быть всем нужной. Приглашают на пробы, кастинги. Какая-нибудь ещё свадьба подвернётся, которую нужно провести на высшем уровне. А ещё уже почти год я являюсь постоянной телеведущей «Первой национальной лотереи». Почти каждую неделю по воскресеньям я выхожу в прямой эфир, который транслируется на канале ТНТ. В такой период передохнуть некогда. В один день я могу посетить четыре кастинга и побывать на двух пробах. Вот это круто. А ещё на завтра с утра запланированы съёмки и вечером спектакль. Думаю, именно к такому сумасшествию я и стремлюсь. Так как профессионализм оценивается в постоянстве, то в этом я пока не постоянна. Я еще не волшебник, я только учусь. Пока процент моей занятости и сводного времени, когда нет работы, делится, думаю, 50 на 50. Вот когда это будет составлять 90% работы и 10% свободы, и это будет постоянно, тогда можно будет сказать, что я профессионал. Тогда я буду довольна своей жизнью.
— Какие роли лежат в шкатулке несыгранных?
— Шкатулка ломится. У меня, правда, нет какой-то вот одной великой роли, о которой я грежу. Конечно, есть очень много пьес, ролей, образов, которые мне бы хотелось примерить на себя. Они достаточно разные. Мне хочется себя попробовать, например, в каких-нибудь исторических картинах, или, наоборот, сыграть в экшенах. В то же время мне очень близки современные юмористические ситкомы и скетчи. А что касается театральных работ, там вообще можно мечтать и мечтать. Не буду называть конкретные роли! Вот если мне удастся когда-нибудь их сыграть, я обязательно скажу: «Вот она, роль, о которой я мечтала».
— Свадьбы проводите ради заработка?
К счастью, мне эта работа очень нравится. На самом деле она сейчас не занимает у меня много времени и не является главным источником доходов. С недавнего времени основным источником стали мои съёмки. Но от этой работы я никогда не отказываюсь. Искренне и самоуверенно считаю, что у меня это хорошо получается. Именно поэтому я отдаю своё время на проведение свадеб и каких-либо других торжеств. Чуть раньше я говорила, что уверена в том, что каждый должен занимать тем, что ему нравится. Если бы мне не нравилось это делать, я бы этого не делала. А так я с удовольствием разделяю радость и счастье чужих для меня людей. Кстати, которые после торжества становятся для меня приятелями.
— Отличается читинский подход к проведению свадеб и других праздников от московского?
— Нет. Подход именно к самим праздникам не отличается. Люди везде одинаковые, и все хотят примерно одногоТолько формулируют это по-другому. И бюджет у всех разный.
— Следите за жизнью Читы, краевого драмтеатра? Часто приезжаете в Забайкалье?
— Не очень часто. Расстояние, время и, конечно, финансы заставляют делать это гораздо реже, чем хотелось бы. Но я постоянно слежу за всем, что происходит в Чите и, в частности, в моём родном театре. Не говоря уж, конечно, о новостях и событиях своих друзей и родных. Когда приезжаю в Читу, дни напролёт нахожусь в театре. Смотрю спектакли, встречаюсь с актёрами, друзьями, ребятами, с которыми я училась. Сейчас для всех них не самое приятное время. Трагедии, которые в театре произошли в прошлом году, потеря художественного руководителя Николая Алексеевича, потеря заслуженного артиста Валерия Петровича… Всё это сложно и неприятно. Они были замечательными людьми. И все мы их очень любили. Много чувств, эмоций это вызывает. В театре всё меняется, в общем, всё сложно. Очень сильно хочется, чтобы все наладилось. Я искренне желаю, чтобы сильные духом актёры и работники театра все эти изменения перенесли с достоинством и продолжали радовать зрителей и просто с удовольствием посвящать себя любимой работе.
Я так много говорю о театре, словно вся моя жизнь в Чите сводится только к нему. А это не так. Я 12 лет занималась бальными танцами в Чите. Это тоже огромный и счастливый период в моей жизни. В этом году произошло ещё одно трагичное событие: ушёл из жизни мой первый педагог по танцам Николай Тихонович Лесников, президент Федерации танцевального спорта в Чите. И как ни грустно говорить, узнала я об этом из читинских СМИ. Жизнь идёт дальше, мы взрослеем, а люди, учившие нас уходят. Жаль.
— В Москве много друзей из Читы?
— Нет. Буквально несколько девчонок, с которыми или училась, или была знакома в Чите, а сейчас они тоже переехали в Москву. Мы часто встречаемся, и, если что, помогаем друг другу. Вообще, здесь очень сильно повышается чувство землячества. Очень много знакомых и даже хороших приятелей у меня появилось здесь родом из Сибири, особенно жители Иркутска, Улан-Удэ. Почему-то в творческих профессиях очень много из наших краёв операторов, режиссёров, актёров, — и это радует. Каким-то невербальным способом у нас получается понимать друг друга, и мы с лёгкостью находим общий язык, а потом поддерживаем дружеские отношения.
— В каком городе вы видите своё будущее?
— В Москве! Хочу, мечтаю о будущем в Москве. Я люблю этот город, и очень мне хочется, чтобы это чувство стало взаимным. Я конечно же, люблю свою маленькую родную Читу. Всегда её буду любить. Я люблю её погоду, спокойствие, мороз, маленькие улочки. Как- то патетично получилось сказать, но это, правда, так. Но будущее своё вижу только в Москве и ни в каком другом городе.
— Не угнетает отсутствие солнца в Москве?
— Это миф. Солнца в Москве достаточно. Летом так вообще его очень много. Зимой меньше, конечно, но, поверьте мне, его здесь вполне хватает.
С московской погодой вообще много мифов. Говорят, что зимой здесь тепло. Здесь бывает очень холодно. Поверьте, читинские минус 30 не сравнятся с московскими минус 15. В Чите при такой погоде можно находиться на улице и даже разговаривать, а в Москве ты превращаешься в одну большую сосульку, которую уносит ветром.
— В Новый год отдыхаете или работаете?
— Думаю, что работаю. Хотя точных планов конкретно на 31 декабря пока нет. В период до и после точно работаю, а вот что с новогодней ночью, пока не решила. До этого, в предыдущие разы работала, в этом может получиться, что буду отдыхать. Тогда исполню свою мечту детства, пойду встречать Новый год на Красную Площадь, под куранты. Буду слушать знаменитые бздынь-бздынь вживую.
— Аня, пожелайте что-нибудь забайкальцам.
— Желаю интересно жить, заниматься любимым делом, стремиться к лучшему, меняться или менять то, что не нравится. Пусть у каждого из вас появятся эти желания, и главное, — появятся возможности их осуществлять.
Татьяна Пояркина
14 декабря 2012
родом из забайкалья
Нашли ошибку в тексте?
Нашли ошибку в тексте?
Сообщите, пожалуйста, об ошибке, найденной в тексте на нашем сайте. Мы исправим ее в кратчайшие сроки.
Просто выделите текст и нажмите