Без работы и без таланта
Выпуск 28
В начале марта Минтруда в очередной раз «порадовал» россиян тревожными цифрами. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в феврале 2013 года количество зарегистрированных безработных в России выросло сразу на 35,9 тысяч человек, и, таким образом, общее число безработных составило 1,1 млн человек. Портал Rabota.ru выяснил, грозит ли российским работникам участь Греции и Испании.
В подкасте:
— Тысяча и один безработный.
— Головокружение от успехов.
— Требуется талант.
— Безработные или беззаботные?
10:00 17 апреля 2013
Ведущий:
РДВ-медиа
Требуется обновление
Чтобы прослушать подкаст, необходимо обновить либо браузер, либо Flash-плейер.
<iframe width="570" height="70" src="http://rabotaru.podster.ru/28/embed?link=1" frameborder="0" allowtransparency="true"></iframe>
Читать текстовую версию выпуска
Без работы и без таланта
В начале марта Минтруда в очередной раз «порадовал» россиян тревожными цифрами. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в феврале 2013 года количество зарегистрированных безработных в России выросло сразу на 35,9 тысяч человек, и, таким образом, общее число безработных составило 1,1 млн человек. Портал Rabota.ru выяснил, грозит ли российским работникам участь Греции и Испании.
Тысяча и один безработный
Говоря о росте безработицы в России, следует знать, что ее измеряют два государственных института, причем разными способами. К примеру, Федеральная служба по труду и занятости считает количество людей, зарегистрированных на бирже труда. Так, в январе 2013 года этот показатель составил всего 1,4% населения. Нетрудно догадаться, что эти данные дают весьма посредственное представление о реальном уровне безработицы. Не секрет, что наше государство уменьшает стимулы для регистрации безработного. Во-первых, службу занятости надо регулярно посещать, в противном случае вы рискуете потерять пособие, которое полагается безработному. Во-вторых, если вы откажетесь от двух предложений службы занятости (которые редко можно назвать выгодными), то вас так же лишают статуса официального безработного. Еще один критерий — сумма выплат: сейчас максимальное пособие составляет 4 900 рублей, минимальное — 850 рублей, причем размер выплат не меняется с 2008 года. Безусловно, для сельского жителя эти деньги являются хоть каким-то подспорьем, а вот для соискателя, проживающего в мегаполисе — вряд ли. Здесь государство играет от лукавого: создаются такие условия, в которых быть официально зарегистрированным безработным экономически бессмысленно. По данным Росстата в феврале этого года лишь 28,6% безработных россиян пытались найти работу на бирже труда.
Другой вид регистрации безработицы предлагает Росстат, который ведет подсчет безработных среди экономически активного населения (ЭАН). В эту группу входят занятые и безработные граждане России в возрасте 15-72 лет. В феврале 2013 года количество ЭАН составляло 75,3 млн человек. Росстат применяет методику Международной организации труда для подсчета безработных: сотрудник службы обходит квартиры россиян и спрашивает жильцов, работают они в данный момент или нет, как долго не работают, ищут ли работу и прочее. Однако и этот способ получения информации не является максимально достоверным. Подобные исследования — это средняя температура по больнице. Они учитывают всех безработных, не делая поправку на конкретную жизненную ситуацию. Например, кто-то недавно уволился с работы и решил немного отдохнуть перед заступлением на новое место. Тем не менее он считается безработным. Или другой пример: муж хорошо зарабатывает, а жена не работает и воспитывает детей. При этом семья не стеснена в финансовом отношении, но все равно жену запишут безработной. К сожалению, такая система опроса не отслеживает, насколько состояние безработицы является критичным для конкретной семьи.
Головокружение от успехов
Однако именно статистика Росстата, как правило, используется для отражения уровня безработицы в стране. Так, например, в прошлом году российские чиновники докладывали о поистине грандиозных успехах в борьбе с безработицей, и действительно, повод для гордости был: в сентябре-октябре уровень безработицы опустился до рекордных 5%. В ноябре-декабре этот показатель незначительно увеличился и остановился на отметке в 5,2%.
Тревожный колокол пробил в феврале, когда была опубликована статистика за январь: количество безработных среди экономически активного населения выросло сразу на 0,8%, а в феврале — еще на 0,1%. Таким образом, по состоянию на февраль безработными оказались 4,59 млн человек или 6,1% ЭАН. Однако, по мнению экспертов, рост безработицы в 0,9% не является критичной ситуацией и вряд ли может свидетельствовать о грядущих проблемах на рынке труда. В данном случае можно говорить, скорее, о сезонном факторе, нежели о предпосылках кризиса на рынке труда. Традиционно перед Новым годом компании ввиду повышенного спроса на те или иные товары и услуги увеличивают штат за счет временных работников. Затем, когда минует «горячий сезон», привлеченные кадры вынуждены снова искать работу. Но это временное явление: например, начиная с апреля-мая появятся сезонные летние вакансии в туристической и сельско-хозяйственной отраслях, в сфере продажи товаров повседневного спроса, а также на производстве. Кроме того, не стоит забывать, что у многих сотрудников, сроки действия контрактов заканчиваются 31 декабря, и определенный процент работодателей и работников принял решение не продлевать его на следующий год.
Требуется талант
Любой соискатель, который хоть немного знаком с ситуацией на рынке труда, заметит два несоответствия между государственными цифрами и реальным положением вещей. Первое: если растет безработица, значит должно уменьшаться и количество предлагаемых вакансий, однако же на деле мы видим увеличение предложений от компаний: job-сайты и газеты переполнены объявлениями о приеме на работу. Что же в таком случае мешает кандидатам найти себе подходящее место среди этого многообразия? Допустим, определенный процент безработных в принципе не нуждается в работе. Но что же делают остальные? Можно было бы предположить, что предлагаемые вакансии не удовлетворяют требованиям соискателей, но опять-таки достаточно зайти на любой работный портал, чтобы убедиться, что работа есть как для дворника, так и для IT-специалиста высшего класса.
К тому же, сейчас Россия находится в демографической яме, в результате резкого падения рождаемости в начале 90-х. Значит, страна должна испытывать кадровый голод, и, следовательно, работодатели должны устраивать настоящую войну за персонал, удерживая его всеми доступными способами. Но на деле этого не происходит: безработица продолжает расти, причем, по данным Росстата, без работы сидят 13,2% молодежи в возрасте от 20 до 24 лет. Эксперты рынка труда объясняют такие расхождения несоответствием между ожиданиями кандидатов и требованиями работодателей.
Согласно исследованию «Talent Shortage Survey», проведенному нашей компанией, 33% работодателей испытывают кадровый дефицит в связи с нехваткой или отсутствием на рынке подходящих кандидатов, — говорит Ирина Курганова. — Еще 33% компаний считают, что у соискателей недостаточно профессиональных навыков, а 24% жалуются на недостаток опыта кандидатов. На наш взгляд, данное исследование открывает перед нами иную проблему — на российском рынке безработица образуется в результате дефицита талантов. Вакансии есть, но кандидатов, соответствующих даже минимальным требованиям работодателей, катастрофически мало. Также эксперт полагает, что высокий уровень безработицы среди молодежи — результат отношения к работе нового поколения. Соискатели хотят все и сразу и имеют завышенные и совершенно негибкие зарплатные ожидания. Кроме того, молодежь начинает работать на начальных курсах не по специальности, и в результате выпускники либо имеют опыт работы, но не имеют профильного образования, либо имеют образование, но не имеют релевантного опыта.
Безработные или беззаботные?
Российский рынок труда — достаточно сложная штука, и здесь не может быть каких-либо поверхностных выводов, потому что нет прямых и явных связей. Постоянно возникают какие-то ситуации и факторы, которые оказывают на него влияние. Тем не менее болезненно воспринимать сегодняшний рост безработицы, так как, он носит больше сезонный характер. В России была безработица и в 8-9%. Сейчас данная проблема не рассматривается как глобальная, как это было в 90-х годах. Нынешняя ситуация на рынке труда достаточно спокойная. Если никаких мировых катаклизмов не произойдет, то мы вполне удержимся на уровне предсказанных Министерством труда 6,3%.
Но власть, однако, не собирается останавливаться на этой цифре: Минэкономразвития планирует к 2016 году вывести уровень безработицы в России на рекордные 4,4%. А если к этому добавить инициативу президента Владимира Путина о создании в стране дополнительных 25 миллионов рабочих мест, высказанную им в январе этого года, то ситуация на российском рынке труда в ближайшие несколько лет будет выглядеть совершенно радужной. Населению осталось лишь посетить курсы по воспитанию в себе таланта, и тогда точно никакая безработица нам не страшна.