Тренер «Спартака» Дмитрий Гунько
Источник:
В 2005 году, будучи футболистом владимирского «Торпедо», Дмитрий Гунько являлся внештатным автором «Советского спорта». Такого раньше не было -- чтобы действующий футболист делал интервью для газеты с тренером и одноклубниками! Казалось, после окончания карьеры футболиста путь определен -- журналистика. Но «Спартак» дал шанс Дмитрию стать тренером: сначала Гунько успешно работал с «молодежкой», а с этого года он в штабе Валерия Карпина. И теперь не берет, а дает интервью для «Советского спорта».
«КОРОЛЕВ ДАЛ МНЕ ПУТЕВКУ В ФУТБОЛ»
...Во Владимире телевизионщики тогда даже сюжет сняли о том, как Гунько стал автором «Советского спорта». Одноклубник Дмитрия его тезка Вязьмикин говорил, что Гунько дебютировал неплохо, и, глядя на свое фото в газете, поражался: «Мать честная, где ж такую карточку нашли?».
Но первое интервью было с тогдашним главным тренером «Торпедо» Олегом Стоговым. И первый вопрос в нем напоминал тему школьного сочинения: «Как вы провели лето?».
-- Так и было, -- улыбается Дмитрий, когда мы присаживаемся пообщаться после долгого тренерского совещания.
-- А что, заход хороший. Речь-то шла о второгодниках.
-- Да, точно. Мы вышли в первый дивизион, но по финансовым причинам «Торпедо» играть там отказалось. Пришлось и на следующее лето оставаться во втором дивизионе. У владимирской команды тяжелая судьба. В прошлом году они вообще снялись с турнира ФНЛ за день до старта сезона.
-- Чем сейчас занимается Олег Стогов -- тренер, с которым вы делали свое первое интервью?
-- Пока он без работы. Мы общаемся, иногда встречаемся. Последним клубом Олега Валерьевича был дзержинский «Химик».
-- С кем из своих тренеров вы еще на связи?
-- Со своим первым тренером -- Анатолием Федосеевичем Королевым. Он дал мне путевку в футбол, то есть в жизнь. Причем дал дважды. Сначала когда в 1983 году пришел к нему на просмотр в спартаковский манеж, а затем когда закончил с футболом. Он взял меня в академию уже как тренера.
Когда спрашиваю Гунько, с какого бы вопроса он начал это интервью с собой, Дмитрий тут же реагирует: «Почему тренерское совещание длилось так долго и о чем говорили?».
-- После завтрака корректируем план утренней тренировки (программа подготовки готовится еще до начала сборов), затем идет сама тренировка, -- рассказывает о своем тренерском графике на сборах Гунько. -- После нее обсуждаем, все ли выполнено из запланированного. После обеда -- та же программа по тренировке вечерней...
-- Когда же читать прессу?
-- Сейчас не удается. На ходу почитаю новостную ленту -- на этом все... Вспоминаю: когда был футболистом, читал интервью игроков и пропускал интервью тренеров. Теперь, если удается, читаю в первую очередь интервью тренерские. Вот сейчас интервью Слуцкого ждет, пока я его прочту.
-- Общаясь с Вязьмикиным, Кузьминым, с которыми делали интервью, они вас не спрашивают, когда будет следующее?
-- С Вязьмикиным давно не общались, а с Кузьминым часто пересекаемся. Наши дети занимаются в спартаковской академии в одной группе. Но про интервью Олег не спрашивает. Вроде все не так давно было, но уже стерлось из памяти...
«О ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЕ ЗАБЫЛ»
-- Вы по журналистской работе не скучаете? Нет желания сесть за компьютер, написать про то, что вас зацепило?
-- О журналистской работе забыл. Хотя и так много пишу, сидя за компьютером. У меня каждый день тренировочной работы, начиная с 2008 года, расписан в конспектах в «Ворде» и «Экселе». Плюс иллюстрации, которые помогают ориентироваться в упражнениях. А чтобы что-то писать, нужно время, которого нет.
-- Не было мысли завести свой блог?
-- У меня есть мысль создать платформу, на которой могли бы общаться тренеры. Высказывать мнение по проблемам, читать мнение других специалистов. Так можно развиваться самому. То есть это могла бы быть своеобразная социальная сеть для тренеров.
-- Так начать можно с блога. Ведет же его Унаи Эмери, например.
-- Я бы на это не ориентировался. В любом случае, чтобы вести блог, нужны время и человек, который помогал бы им заниматься, воплощать задумки.
-- Выступать на пресс-конференциях вам пока не доводилось. А выступления кого из тренеров вам интереснее всего читать и слушать?
-- Гамулы! Смотрел как-то подборку его лучших высказываний в Интернете и от души смеялся. Мне очень понравилось. А сейчас флеш-интервью тренеров сразу после матчей вообще сделали необязательными.
-- Правда, до пресс-конференций дело еще не дошло. Хотя в принципе можно отменить и их. Зачем тренерам нервничать?
-- Тренер всегда находится в стрессовом состоянии после игры. Может своими эмоциями навредить... Для журналиста это работа -- усыпить, а потом задать вопрос, который может всколыхнуть. Нередко журналистам за это достается. Но одна из задач тренера -- управлять эмоциями.
=- Так нужны флеш-интервью сразу после игры или нет?
-= Общаться надо. Футбол -- для болельщиков. Отгораживаться от них, отказываясь от флеш-интервью и интервью вообще, неправильно.
«ЧТОБ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, КАК В ПЕСНЕ ВЫСОЦКОГО...»
-- Не задумывались, почему игроки спартаковской команды 1976 года рождения оказались таким талантливыми? Тренерами работаете вы, Александр Семенов, Алексей Мелешин, Владимир Джубанов. Егор Титов, помимо того что сделал отличную футбольную карьеру, попробовал себя в роли певца, на днях стал блогером на сайте «Советского спорта». Константин Генич, с которым вы играли в спартаковском дубле, комментирует футбол на «НТВ--Плюс»...
-- Команду 76-го года собрал Анатолий Королев, который вел нас на протяжении 10 лет. Изменений в ней почти не было. Три-четыре человека по ходу только добавились, один из них -- Алексей Мелешин, перешедший из щелковского «Спартака»... Мы все думали о футболе, хотели стать лучшими... Но еще будучи игроком, понимал, что травма спины не даст мне долго оставаться в игре. И журналистика стала связующим звеном между карьерой игрока и тренера. Она позволяла и играть, и давала шанс остаться в футболе и после окончания игровой карьеры.
-- 27 февраля 2006 года во Владимире на заснеженном поле стадиона «Торпедо» я сделал подачу с фланга и понял, что нанес последний удар по мячу, -- вспоминает Дмитрий. -- Упал на поле и показал руками крест. Больше играть не мог. А уже 3 марта Королев пригласил помощником в молодежную команду «Спартака». Она была третьей в структуре клуба после главной команды и дубля. Мне повезло, что в итоге прошел и прохожу все этапы тренерской работы. Начинал с детского тренера, затем работал в молодежной команде, теперь помощник в главной.
-- А какой следующий этап? Главный тренер?
-- Благодарен «Спартаку» и тем, кто доверяет мне, что дали шанс развиваться как тренеру. Следующий этап? Работа покажет. Как говорится, все шаг за шагом...
-- «Step by step« -- любимое выражение Гуса Хиддинка.
-- Не знал! Думал, только я так говорю, -- улыбается Дмитрий. -- Если бы бегун понимал, что определенный результат на стометровке его предел, он бы не стал тренироваться. Но предела не знает никто.
-- Вы сейчас как на стометровке?
-- Дистанция побольше. И тут важно, чтобы не вышло, как у Высоцкого: «Рванул на десять тыщ как на 500 -- и спекся!». Так что шаг за шагом.
-- У вас сохранились вырезки с заметками в «Советском спорте»?
-- Конечно. Жена собирала. В альбоме все аккуратно подшито.
-- Бывает, что заглядываете в него?
-- У меня сын ходит во второй класс. Ему как-то дали задание рассказать, чем занимается его папа. Пришлось открыть этот альбом...
«ПРО СВАДЬБУ КАЮМОВА УЗНАЛ РАНЬШЕ»
-- Сейчас на сборе «Спартака» тренируются ваши подопечные по «молодежке» -- Пуцко, Фадеев и Зубарев. Почему именно они? Чем хороши?
-- Заслужили игрой и тренировками шанс проявить себя. Пока у них, как нам кажется, неплохо получается. У ребят есть многое, чтобы этот шанс использовать.
-- После Кубка Содружества вернулся в основную команду Каюмов, который стал лучшим игроком турнира. Я только недавно узнал, что Дима, которого вы тренировали в «молодежке», в свои 20 лет уже отец.
-- Я узнал раньше, -- смеется Дмитрий. -- Семья и дети придают ответственности. Это хорошо должно отразиться на формировании футболиста, тем более в таком возрасте. Потому что другие ребята могут поддаться, скажем так, соблазну иного характера. А тут уже размеренная взрослая жизнь с 19 лет. Каюмов повзрослел раньше остальных.
-- Вы знакомы с женой Дмитрия?
-- Да, мы разговаривали с ней и с Димой еще до свадьбы. Сказал, что им надо идти вместе. И о том, что сейчас для Димы его жизнь -- это футбол.
-- На свадьбу-то позвали?
-- Да. Было приятно и неожиданно. Что подарил? Надеюсь, путевку в футбольную жизнь! Димка пять лет мою кровь пил! -- смеется Гунько.
-- А как часто вы вообще разговариваете с подругами футболистов? Или с женами, если, конечно, кто-то из молодых, помимо Каюмова, тоже женат?
-- То был единственный раз. При мне так рано из игроков больше никто не женился. С родителями ребят да, беседовал. Или они подходят, или я к ним -- чтобы узнать, как строится быт их сына. Потому что мальчик может прийти на тренировку и неправильно повести себя. Ты, в свою очередь, срываешься на него...
-- Было такое?
-- Разумеется. Иногда выгонял с тренировки. Потом разговаривал с парнем, и выяснялось, что есть какие-то проблемы. После этого стал тщательнее интересоваться тем, что происходит вне поля.
-- Вы как учитель на родительском собрании! Кстати, в школу к сыну на собрания ходили?
-- Ни разу не был. Времени нет.
-- Ваш сын занимается в спартаковской академии. То есть вы хотите, чтобы он стал не журналистом, а футболистом.
-- Хочу, чтобы он прежде всего стал человеком, который понимает, что такое хорошо и что такое плохо, что такое черное и белое. И красно-белое, конечно.
-- Кто у него тренер?
-- В прошлом году был Виктор Сергеевич Самохин. А в этом -- Мелешин Алексей Владиславович.
-- Вот как все получилось! С Мелешиным вы вместе начинали, а теперь он младшего Гунько тренирует...
-- Да! В команде 2003 года рождения еще сыновья Валерия Шмарова и Олега Кузьмина занимаются. Конкуренция очень высокая!
Канал Sovsport.ru на Youtube. Подписывайся и первым смотри самые лучшие видео!