Осенью прошлого года должность главного дизайнера АвтоВАЗа занял англичанин Стив Маттин. Его задача – создание нового образа автомобилей Lada. И открытие в Москве дизайн-студии, неразрывно связанной с инжинирингом в Тольятти – один из необходимых компонентов этой работы. Недавно она открыла свои двери для новых талантов. Теперь же Стив приступил к новому этапу своей работы – разработке нового дизайна и моделей для российского автогиганта. Об этой ответственной работе и своей жизни в России господин Маттин поведал нашему изданию.
– Как вы попали в команду АвтоВАЗа?
– Мое знакомство с компанией АвтоВАЗ произошло через Энтони Грейда, который занимал должность главного дизайнера до меня (Энтони Грейд ранее работал в Renault, АвтоВАЗ заключил с ним трехлетний контракт, чтобы за это время найти нового руководителя дизайн-отдела – прим. ред.). Мы с ним поговорили пару раз, а затем на Женевском автосалоне в марте 2011 года состоялась моя первая встреча с президентом АвтоВАЗа Игорем Комаровым. На ней мы обсудили с ним общие темы, перспективы АвтоВАЗа и грядущие перемены. А пару месяцев спустя мы встретились с ним в Тольятти и уже в официальной обстановке обсудили детали нашего сотрудничества.
Когда мне было сделано предложение о работе в АвтоВАЗе, я все хорошенько взвесил. С одной стороны – интересная работа и новое место, но с другой стороны – серьезные изменения в личной жизни, приходится оставлять близких и друзей в другой стране. Правда, мне такое не впервой – я уже дважды переезжал в связи с работой.
Конечно, моя новая работа – это вызов, а дизайнеры очень это любят. Создавать спортивные автомобили даже проще, а в данном случае моя ответственность больше, так как речь идет о недорогом массовом автомобиле. Дело касается не только дизайнерских решений, но и совместной работы с инжинирингом. А в первую очередь – создания ДНК нового облика Lada. Здесь важны поездки на автосалоны и многое другое. АвтоВАЗ продолжает меняться.
– Как вы решаете спорные моменты с конструкторами? Чье слово – последнее?
– Когда я работал в Volvo, на стороне дизайнеров был перевес. А с Lada многое зависит от ситуации, так как здесь, как и везде, безусловно, важна стоимость воплощения дизайнерских идей в производстве. Я скорее являюсь ключом к будущему, и думаю, что к моим рекомендациям будут прислушиваться, ведь мое назначение было сделано как раз с целью изменения порядка многих вещей.
Я работаю здесь совсем недавно, но за это время у меня сложились неплохие отношения с группой планирования производства, с инженерно-техническим составом и с руководством. Я чувствую уважение к себе в новом коллективе.
– Российский рынок сейчас пестрит недорогими, но очень привлекательными автомобилями. Как вы собираетесь создать им достойного конкурента?
– Корейцы вовремя почувствовали, что рынку нужен недорогой, но стильный автомобиль, и сделали большой рывок, выпустив новые модели. За ними подтянулись и другие марки. У АвтоВАЗа же дизайн многие годы стоял не на первом месте, в этом плане корейцы опережают нас на один шаг. Но перед нами, в свою очередь, стоит другая задача – объем продаж автомобилей Lada намного больше, а также они эксплуатируются в трудных условиях, ведь на них ездит вся Россия, где, как известно, дороги – одна из вечных бед. Количество автомобилей Lada сегодня на дорогах России – более 50%, и поэтому нам необходимо сохранить этот показатель. Мы собираемся не просто создать красивый автомобиль и начать его продавать. Наши новые разработки должны сохранить все те качества, которые привлекают такое количество покупателей. Например, Renault Logan – очень удачная модель для неприхотливых покупателей. Хоть мы и состоим с Renault в альянсе, я все же постараюсь сделать автомобиль лучше, чем Logan. Внутренняя конкуренция пойдет нам на пользу.
– Несколько месяцев назад вы переехали в Россию. Где вы уже успели побывать?
– Я живу в Тольятти и теперь буду на один день в неделю приезжать в Москву в студию дизайна. Город, в котором я сейчас живу, очень контрастирует со столицей: в Тольятти 95% машин - Жигули и Lada, а в Москве это не так. Конечно, я очень хочу путешествовать по России, но пока на это не хватает времени.
– Как вы будете подходить к фейслифту моделей АвтоВАЗа, уже продающихся на рынке?
– В моих планах сосредоточиться на новых моделях, это сейчас приоритетнее. На создание нового автомобиля уходит порядка 3-4 лет, поэтому моих первых ласточек вы увидите в 2015 году. Конечно, я буду вносить изменения в существующие модели, но моя главная задача сейчас другая. Скоро, например, выйдет новая Kalina, правда, я лишь слегка приложил к ней свою руку.
– Какова судьба проекта Lada C?
– У нас есть планы на класс С. Уже разработан новый проект гольф-класса, но перед его проработкой необходимо рассчитать множество параметров, связанных с планированием будущей модели: ее стоимость, потенциальных покупателей, объемы производства и т. д. Но пока здесь мы только начали. В данный момент я занимаюсь созданием модели на платформе Lada B (новая собственная платформа АвтоВАЗа – прим. ред.) и кроссовера, а сегмент С среди них на третьем месте. Первый результат вы увидите на Московском автосалоне – мы представим концепт-кар.
– Какое будущее ждет модельный ряд Lada?
– Наш модельный ряд будет расширяться. Мы хотим, чтобы все автомобили имели общие черты, чтобы они были узнаваемыми. Но это не значит, что Priora и кроссовер будут иметь одно лицо. Немногие автомобили производились так долго – 35 лет. Сделать современный автомобиль для России – это большая задача. Например, у Volvo скандинавский дизайн, но эти машины хорошо продаются по всему миру. У России другая история – 20 лет рынок был закрыт, помимо российских машин не было альтернативы.
– В России было модно ругать АвтоВАЗ, не будет ли это для Вас дополнительной сложностью в работе?
– В Германии и Швеции я крайне редко видел автомобили Lada, а сейчас я наблюдаю их каждый день. Мой служебный автомобиль – Lada Priora, я его уже довольно хорошо изучил и несколько раз сам ездил за его рулем. России могут ездить на Lada и в то же время ругать их. Я оказался в кресле главного дизайнера АвтоВАЗа, чтобы автомобили Lada стали по-настоящему красивыми.
Текст и фото: Ольга Цуканова