Ракета пойдет как по рельсам
Для РВСН разрабатывают новый боевой железнодорожный комплекс
Фото: Кирилл Брага/ РИА Новости www.ria.ru
Наземный элемент российской ядерной триады в обозримом будущем хотят усилить боевыми железнодорожными ракетными комплексами.
Замминистра обороны Юрий Борисов, курирующий перевооружение нашей армии, сообщил, что работы по созданию БЖРК уже идут в Московском институте теплотехники. Именно там проектировали стратегический "Тополь", многоголовый "Ярс" и морскую "Булаву". Теперь перед учеными и конструкторами стоит задача: возродить ядерное оружие, которое когда-то приводило в дрожь западных генералов.
Делать полную копию советского мобильного комплекса с твердотопливной ракетой "Молодец", известной в НАТО как SS-24 "Skalpel", вряд ли имеет смысл. С конца прошлого века, когда Россия под давлением США поставила на прикол, а затем уничтожила пусковые на железнодорожной платформе, в мире вооружений многое изменилось. Теперь нужно создавать действительно новый стратегический комплекс, тем более что его предшественник разрабатывался на территории ныне суверенной Украины. Там же находился и единственный завод-изготовитель ракет РТ-23 УТТХ.
Сейчас идет эскизное проектирование оружия "на рельсах". Когда и в каком объеме оно будет развернуто, - эти вопросы, по признанию Борисова, пока остаются открытыми. Проблема не в новой пусковой, и не в перспективной ракете - их ученые наверняка создадут. Но под боевые железнодорожные комплексы по всей стране придется строить особую инфраструктуру. А вот эта задача уже выходит за рамки компетенции минобороны по данному проекту.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, надо вернуться к событиям почти тридцатилетней давности, когда БЖРК впервые поставили на боевое дежурство в Костромской области. Внешне комплексы мало отличались от рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Но в железнодорожном составе вместо грузов или людей находились три пусковых установки, командный пункт и система обеспечения. Пуск ракеты был возможен в любой момент. Для этого состав останавливали, крышку вагона отводили в сторону, пусковой контейнер из горизонтального положения приводили в вертикальное. Затем проходила команда "Старт". Однако все это было возможным только при движении по специально подготовленному железнодорожному полотну. При и его укладке использовались более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменяли железобетонными. Кроме того, вдоль всего маршрута следования, а он мог растянуться на тысячи километров от места базирования, укрепляли насыпи. Понятно, что содержание 12 таких составов обходилось стране в копеечку.
Но расходы не шли ни в какое сравнение с эффектом их восприятия на Западе. Определить, что это не обычный вагон, а ракетный, было трудно даже с земли. Только специалисты, к примеру, знали о специфике ядерного "товарняка" - вместо четырех колесных пар пусковые модули с ракетой держали над полотном восемь пар колес. Идентифицировать состав БЖРК с воздуха или космоса вообще не представлялось возможным. Попробуй, вычисли среди сотен мирных поездов, курсирующих по стране, ракетный состав. Едет себе поезд как поезд. А ведь он мог пройти за сутки тысячу километров. При этом боевое патрулирование подразумевало автономную работу БЖРК в течение трех недель.
Еще один штрих к портрету железнодорожного комплекса РВСН. Чтобы иметь хоть какую-то информацию для последующего анализа возможных перемещений стратегических составов, американцы постоянно "сканировали" территорию нашего государства с помощью 16-18 спутников-шпионов. И ни разу разведывательным службам США не удалось точно определить - вот он, ракетный поезд русских. Ничего подобного сами янки создать не смогли, хотя не раз пытались. Потому-то и было сломано столько копий в борьбе за уничтожение БЖРК. Ветераны РВСН хорошо помнят, как вагоны с грозным оружием в прямом смысле слова приваривали к железнодорожным рельсам. А потом комплексы резали "на иголки". Когда это произошло, генералы Пентагона сократили количество своих разведывательных спутников над Россией по меньше мере в пять раз.
Понятно, что восстановление такого типа стратегических ядерных комплексов в составе РВСН наше военное руководство только приветствует. Замминистра Юрий Борисов дал понять, что главная проблема, с которой может столкнуться проект, - недостаток финансирования. Но на первом этапе, когда перспективный БЖРК только-только рождается в эскизах, средств на опытно-контрукторские работы хватает.
Между тем, в России завершается разработка над другой амбициозной оборонно-промышленной программы - по гиперзвуковым ракетам. Она должна быть готова к лету нынешнего года. Директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов заявил, что к этому проекту подключены более 60 ведущих предприятий ОПК России. Среди них предприятие, которое еще в советские времена занималось гиперзвуковыми технологиями в рамках темы "Холод". По словам Обносова, в прошлом году был испытан прототип изделия "в подтверждение достижения гиперзвуковых скоростей в атмосфере".