Этим детям уже не надо объяснять, как следует относиться к природе
01.02.2013, 12:58
Работа не для отчета
Надо ли возрождать школьные лесничества из прошлого?
По инициативе Рослесхоза в стране началось возрождение школьных лесничеств. В конце 2012 года в Пушкино состоялась конференция, участники которой обсуждали, что и как нужно сделать, чтобы вернуть былую мощь и славу школьным лесничествам. Но и после этого актуального разговора множество вопросов по-прежнему остаются открытыми: в какой форме должны существовать школьные лесничества, как обеспечить их деятельность, в том числе законодательно и организационно. И вообще, какое объединение школьников на сегодняшний день можно считать школьным лесничеством? Ответ на этот вопрос не так-то прост, как покажется на первый взгляд. Хотите узнать почему? Давайте посмотрим на региональный опыт, возможно, он многое прояснит.
Наши тимуровцы
Не так давно, золотой осенью, я гуляла по самой настоящей дубраве. Подумать только: я столько раз проезжала мимо, но даже и представить не могла, что увижу такую красоту в наших суровых краях. С изумлением окидывая взглядом раскидистые кроны и стволы дубов, явно не относящихся к «коренным жителям Сибири», размышляла о том, кто и когда высадил их здесь в таком количестве. Эти люди действительно оставили после себя добрый след...
Думаю, точно так же, с чувством благодарности и признательности, спустя несколько лет жители Драченинского сельского поселения будут вспоминать тех, кто высадил в Драченино, Худяшово и Трекино сотни саженцев сосны, ели, кедра, липы, рябины... Почему среди них преобладают деревья хвойных пород?
– Да потому что они так радуют глаз среди белого снежного однообразия. Представьте: зима, мороз – и вдруг яркая зелень хвои! – объясняют инициаторы столь масштабной озеленительной кампании.
Идея благоустроить село появилась у него еще в 2010 году, и Юрий Гайдук, старший инспектор территориального отдела по Промышленновскому лесничеству, подхватил ее с большим энтузиазмом в лучшем смысле этого слова.
Как говорит о нем глава поселения Николай Бубнов, «он сам не дремлет и нам покоя не дает». Юрий Дмитриевич и стал «поставщиком» саженцев из Краснинского питомника.
А настоящим «двигателем» озеленения родного села выступили старшеклассники Драченинской школы.
Зеленый заслон помойкам
«Массированный удар» по многочисленным брешам в местной экологии и «плодам» нечистоплотности некоторых жителей, устраивающих мусорные свалки прямо на улицах, здесь впервые нанесли весной 2011 года. Тогда на расчищенную от мусора территорию под новое место жительства переехали 300 саженцев.
С тех пор в общей сложности в самых разных местах – на территориях школ, клубов, на улицах (в расчете на то, что в посадки перестанут сваливать мусор) – их было высажено 3,5 тысячи, но прижилось примерно на тысячу меньше.
В этом году трудовым десантом было переселено порядка тысячи крохотных деревцев, но 800 из них погибли. Основными причинами тому Юрий Гайдук считает равнодушие людей и руководителей некоторых учреждений к столь благому делу. Например, в Драченино множество саженцев засохло нынешним жарким летом только потому, что живущие рядом с ними взрослые не захотели вылить в лунку лишнее ведро воды.
– Но их отношение к природе изменить уже нельзя, – с горечью констатирует Юрий Гайдук, – это надо воспитывать с детства. Посадить дерево легко, но за ним нужно ухаживать.
Воспитывать творцов и покровителей леса…
Эту миссию и взяли на себя добровольно девятиклассники местной школы – Евгений Новожилов, Андрей Карачев, Иван Гращенко, Антон Гайдук, Константин Юрьев, Владислав Иванов. На них держится весь питомник, созданный на пришкольном участке.
Не за деньги, не за какие-то обещания и уговоры, зачастую сталкиваясь с полным непониманием со стороны обывателей (как это можно работать «за бесплатно»?), несколько мальчишек под руководством школьного учителя и инспектора лесничества в течение всего лета пропалывали посадки 600 сосенок-двухлеток, которые находятся «на доращивании» в питомнике. Кроме того, эти парни работали на ремонте школы, убирали территорию, выполняли планировку участка в детском саду. Как говорится, снимаю перед ними шляпу... Но все-таки, зачем им действительно это надо – «убивать» свои каникулы на заботу о маленьких зеленых питомцах, интересуюсь я, столкнувшись с таким редчайшим в наше время бескорыстием молодых ребят.
– Мы для села стараемся. И хотим, чтобы память о нас осталась. Чтобы наши дети потом говорили, что эти деревья вырастили их родители, – таков был ответ на мой вопрос.
К весне будущего года деревца в питомнике уже будут готовы для пересадки, так что теперь в Драченино есть и свой собственный посадочный материал. А планов здесь – действительно громадьё! Все эти же ребята выступили с инициативой, чтобы каждый выпускной класс оставлял после себя благоустроенный участок с зелеными насаждениями. А еще буквально в воздухе витает идея о создании в селе зоны отдыха, для которой напротив школы есть замечательное место и на разработку проекта которой можно было бы объявить в школе конкурс...
Конечно, для всего этого нужны деньги. Местному дотационному бюджету с этим не справиться, но глава поселения по возможности поддерживает новаторов преобразований на селе. Все вместе они – сила, которой, надеюсь, по плечу будет воплотить свои замыслы в жизнь.
Тесные рамки?
О прекрасном опыте преобразования окружающей среды силами энтузиастов: школьников и работников лесничества – я рассказала не случайно. Как сами дети, так и их наставники не входят в состав никакого общественного объединения. Однако по объему работы, проделанной бескорыстно, «тимуровцы» вполне могут конкурировать со школьниками из любого школьного лесничества страны.
Сейчас в Кемеровской области полностью соответствуют критериям, предложенным Рослесхозом, только 3 школьных лесничества: «Терсинка» в Новокузнецком районе, «Юный лесовод» в Юргинском районе и «Экологи cутaлaх» (в переводе с чувашского «Эко-озарение») в Прокопьевском районе. Поводом для гордости является победа последнего во Всероссийском смотре-конкурсе школьных лесничеств в 2012 году.
Не вошло в список школьных лесничеств, поскольку не в полном объеме соответствует критериям Рослесхоза, Кемеровское школьное лесничество. Оно было создано в июне 2000 года на базе Кемеровской городской станции юных натуралистов и экологов.
Первоначально за школьным лесничеством было закреплено 5 га в Рудничном бору. Пригородный лесхоз, на базе которого действовало школьное лесничество, давно упразднили, а школьное лесничество осталось. Есть педагоги, бывшие работники лесного хозяйства, и дети, которым интересны знания о лесе. Двое учащихся этого лесничества представляли Кемеровскую область на Всероссийском лесном конкурсе «Подрост-2010» – Евгений Положенко и Анастасия Семенова.
– В НОУ «Юный исследователь природы» городской станции юных натуралистов обучается более 200 старшеклассников. У детей горят глаза, им интересно узнавать новое о природе. Ребята с большим интересом занимаются исследовательской работой, расширяют и углубляют знания, приобретают умения и навыки по лесной экологии и лесоводству, – рассказала Юлия Заболотнова, педагог МОУДОД «Городская станция юных натуралистов».
Экскурс в историю
Первое школьное лесничество было создано в Кемеровской области в 1968 году в поселке Мозжуха Кемеровского района. В 80-е годы по инициативе школьных учителей супругов Фурдиловых и при поддержке специалистов Черемшанского лесничества в Тисульском районе было организовано школьное лесничество «Тополек».
Школьникам был выделен участок леса, за которым они ухаживали и охраняли. Был заложен питомник, юные лесоводы выращивали сеянцы кедра, сосны, ели. Сеянцы продавали не только в районе, но даже, говорят, в Красноярский край. На вырученные деньги ребята ходили в походы по родному краю. В школе даже появился новый предмет – лесоводство.
Работу школьного лесничества заметили, о нем стало известно в области. Школьники принимали участие в районных и областных конкурсах, занимали призовые места. В области к началу 90-х насчитывалось 40 школьных лесничеств, в которых обучалось около тысячи школьников. За ними было закреплено около 28 тысяч гектаров лесных массивов.
Поиск новых форм организации и ведения лесного хозяйства, реорганизация лесхозов в начале 90-х привели к изменению их привычного статуса. Стало не до школьных лесничеств. Большинство из них перестало существовать. Забегая вперед, скажу, что богатый опыт, добрые традиции школьных лесничеств не пропали даром.
И в завершение
– Департамент помогает 3 школьным лесничествам и 19 отделам при учреждениях дополнительного образования (станциям юных натуралистов и экологов). В рамках всероссийского проекта «Возродим наш лес!» при образовательных учреждениях области организована работа 67 школьных питомников для выращивания древесных пород. Общая площадь питомников составляет 26,7 гектара. К работе на школьных питомниках привлекается треть всех обучающихся в данных школах. В 2012 году школьники высадили 6000 саженцев и заложили новые питомники на площади 8,7 гектара, – говорит Вячеслав Семехин, заместитель начальника областного департамента лесного комплекса.
Кроме того, с его слов, разработана и находится на согласовании региональная программа развития школьных лесничеств Кемеровской области.
Но остается открытым вопрос: стоит ли возрождать школьные лесничества в традиционном, привычном для всех виде? Или можно работать с детьми, применяя для этого более гибкие, современные формы? Пусть они будут непривычными, нестандартными и даже не «узаконенными», как, например, в Промышленновском лесничестве. Ведь не для отчета ведется эта работа, а для реального результата! Ведь мы воспитываем, как говорил писатель Леонов, будущих «творцов и покровителей леса» – это еще важнее, чем выращивать сам лес.
Татьяна ЯРЦЕВА, Кемеровская область