Проектирование интерфейса для сайта РАБОТА.RU
«Коллеги из UIDesign провели действительно большую работу: изучили зарубежный опыт, объединили множество разрозненной информации о проекте, конкурентах и функционале в строгое решение, отбросили лишнее, определили ключевых пользователей и необходимый им функционал. После чего разработали стройную систему интерфейсов, где реализовали весьма интересные идеи.» Дмитрий Малин, первый заместитель генерального директора РДВ-Медиа
Сегодня только ленивые работодатели и «работобратели» не пользуются специализированными (рекрутинговыми) сайтами для поиска вакансий и сотрудников.
Вообще, поиск работы — один из самых первых сервисов в сети. Рекрутинговые сайты развивались, планомерно наращивая функциональность, что привело к перегруженности и сложности пользовательского интерфейса. Основные возможности утонули в ворохе вспомогательных.
Понимая это, издательский дом РДВ-Медиа, принял решение провести комплекс работ по перепроектированию и редизайну сайта РАБОТА.RU — одного из крупнейших российских рекрутинговых ресурсов.
Задачи
Переработка интерфейса крупного ресурса требует учета множества факторов, часто взаимоисключающих: с одной стороны, необходимо сохранять определенные решения, к которым пользователи давно привыкли, с другой - упрощать сложившееся нагромождение функций.
От нас требовалось оптимизировать общую концепцию и идеологию ресурса, разработать его архитектуру и переработать ключевые функции в соответствии с выявленными сценариями поведения посетителей, но не забывая при этом об уже сформировавшимихся привычках. Затем — грамотно визуализировать предлагаемые решения, то есть разработать детальный интерфейс и создать привлекательное графическое оформление.
Фрагменты отчета по тенденциям рынка
Этапы и особенности
Параллельно сбору пользовательских требований был проведен отдельный этап, включающий в себя анализ сайтов-конкурентнов, а также исследование общих тенденций рынка рекрутинговых сайтов.
Фрагменты конкурентного анализа
Такой основательный подход к исследовательской части проекта позволил найти ряд интересных решений:
- Число ищущих работу на порядок больше тех, кто ее предлагает. А мотивация к интенсивной работе с сайтом выше, в свою очередь, у работодателей. Следовательно, главная страница должна отражать данную диспропорцию, ориентируясь в первую очередь на соискателей. Функции для работодателей находятся глубже, но также легко доступны.
- В большинстве сценариев поиска пользователи хотят получить результат как можно быстрее, и затем уточнять его при необходимости. Именно поэтому мы реализовали краткую форму поиска «по умолчанию», в которой достаточно внести лишь ключевые слова и интересующий раздел.
- Система может и должна прогнозировать часть действий пользователей. Так, например, при недостаточном количестве результатов поиска им предлагается ряд шагов для увеличения охвата поиска: поиск со смягченными параметрами и поиск по синонимам. Не нужно вновь переходить к первоначальной форме поиска и переформулировать свои запросы.
- Если результаты поиска слишком общие, для их сужения, помимо уточнения самого поискового запроса, предложен уникальный способ, отвечающий особенностям человеческой психики: система предлагает искать по целому сочетанию слов (кластеру) которые часто употребляются пользователями вместе с искомым ключевым словом. Таким образом, можно достичь результата, введя ключевое слово лишь вначале, выбирая затем те кластеры (устойчивые соечетания ключевых слов), которые соответствуют интересам пользователя.
Требования к интерфейсу и общая концепция
Глубоко прорабатывалась часть проекта, связанная с публикациями статей и обзоров. Фактически, стандартный список статей был заменени на блог-ленту. При этом появилось возможность соотносить публикуемые материалы с рядом ключевых понятий, отмечать самые популярные материалы, выделять функционально ключевые статьи.
Страницы интерактивного прототипа
После создания и оптимизации прототипа настала очередь графического оформления: был создан и утвержден общий стиль сайта, подчеркивающий предложенные интерфейсные решения, а также разработан набор пиктограмм для использования в интерфейсе.
Примеры визуальных решений
Результаты
Предложенные решения оказались, по словам Заказчика, очень полезными. По внутренним причинам часть интерфейсов был модифицирована, а часть решений запланирована к реализации в дальнейшем. Но, в любом случае, обновленная версия ресурса РАБОТА.RU весьма эффективна и лишена множества недостатков, присущих рекрутинговым сайтам.