Решил все таки воспользоваться ЛЖ и описать свой диплом и историю его создания...
Сделать данную запись в ЛЖ спустя девять лет после защиты, меня побудил факт откровенного плагиата двух работ, входящих в мою дипломную серию.
Для общей информации...
Диплом "Жизнь Святослава" состоящий из девяти работ, создан мной в 2004 году на факультете графики, в мастерской станковой графики академического института им. Репина под руководством профессора Герасимова М. М. и получил на защите оценку "отлично".
Когда выкладывал в сеть на своем сайте http://olegmarkelov.ru/ фотографии моей дипломной серии, ни как не предполагал, что кто-то может скопировать из него несколько работ, а главное выдать это за свое творение, да еще с какой-то сверхмеры раздутой помпой, да еще приплести сюда какие то исторические и научные исследования... Однако нашелся такой человек!
http://www.luganews.com/kultura/v-luganske-sozdaetsya-seriya-unikalnyx-kartin-foto.html
Что вдвойне удивительно, и совершенно делает сей факт абсурдным- это то, что плагиатором оказался выпускник академического института им. Репина!
И тут возникает вопрос... Как человек посвятивший свою жизнь искусству, проучившийся шесть лет в худ. ВУЗе, оказался способен на безрассудно низкий поступок и вместо того, что бы повышать свои профессиональные навыки попросту стал плагиатором?..
Анализ украденных картин я приведу в следующей записи.
А пока не посредственно о своем дипломе....
Вообще дипломная работа в институте им. Репина. это довольно ответственная работа.
Ведь на этом этапе студент получает возможность проявить себя, а также применить все полученные навыки в полной мере. Институт выделяет на создание студентом дипломной работы весь учебный год- это примерно 9 месяцев. Плюс последний семестр 5-ого курса отводится на рассмотрение эскизов к диплому и утверждение темы дипломной работы.
Сюжет я взял из книги Л.Н. Гумилева "От Руси до России".
История эта о княгине Ольге и ее сыне Святославе, привлекла меня своей динамикой, а также возможностью создания образов неординарных личностей, а именно Ольги и ее сына Святослава.
Далее нужно было определится с выбором сюжетов. Здесь нужно добавить, что на факультете графики необходимым условием является создание серии работ, что значительно усложняет ход работы над дипломом.
Возникает много дополнительных требований... В частности к формату: работы должны быть одинаковыми по высоте. К режиссуре: художником должен быть заложен ход развития того или иного сюжета (если в основе лежит сюжет), а также определить основную концепцию, то есть должна явно читаться связь работ объединенных в серию.
При создании серии я ни как не претендовал на глубокую историческую точность, скорее это свободная, художественная иллюстрация известного сюжета. Работа по сбору необходимого материала заняла довольно значительное время, однако некоторые исторические детали упускались в угоду художественной выразительности.
Итак перейду к описанию серии моих дипломных работ...
Первая работа называется "Русь" и служит своеобразным входом в серию.
Изначально я не планировал начинать и заканчивать серию пейзажем.Но в ходе работы, преподаватель профессор Старов В. Г. посоветовал мне добавить два пейзажа, которые встали по краям серии...Это стало очевидным лишь в тот момент когда вся серия уже была практически готова.Пейзажи разбавили напряженный зрительный ряд, добавив образы русской природы к образам героев древней Руси.
Вторая работа называется "Легенда". эта первая сюжетная многофигурная композиция серии.
В основу композиции легла легенда связанная с княгиней Ольгой. Не буду ее тут воспроизводить, думаю все ее знают. Кто не знает и заинтересуется не трудно будет найти...
Именно эта работа не имеет ни какого отношения к сюжету описанному Л.Н.Гумилевым, потому, что в его книге
"От Руси до России" этой истории попросту нет. Это-легенда.
Третья работа имеет название "Язычники"
На лошади среди деревянных четырехликих идолов сидит маленький Святослав. Его наставник-жрец придерживает коня за уздечку. Этот сюжет был необходим мне для создания образа героя...
Маленький мальчик на капище в окружении исполинских изваяний языческих богов... Он поражен и взволнован, однако остается мужественно-воодушевлен.
Святослав так и не принял христианство оставшись до смерти убежденным язычником.
Четвертой работой в серии стала работа под названием "Варяг".
Образ скандинавского воина, трубящего в рог перед битвой, был одним из первых эскизов разрабатываемых мной к дипломной серии. Я представлял этого опытного воина богом-войны, предвестником "Битвы" - следующей картины в серии...
Пятая работа в серии "Битва".
Данная работа задумывалась как кульминационный, центральный лист всей серии.
В основу сюжета легла битва Святослава с хазарами. Битва произошла в дельте реки Волги, где находилась столица Хазарского государства город Итиль.
Изображение камыша и рогоза на картине не случайно. Это определяет характер местности. Широкие разливы реки, множественные озера и протоки перемежаются высокими зарослями камыша и рогоза...
Шестая работа "Ольга в Царьграде"
"Умнейшая из женщин",- так называли Ольгу ее современники, знала как необходимы сильные союзники молодой еще не окрепшей Руси. Ее политический шаг, путешествие в Константинополь-Царьград и принятие там христианства легли в основу этого сюжета...
Ольга, только что сошла с корабля и в окружении двух телохранителей поднимается по лестнице. Византийский солдат слева придерживает дернувшегося на гостей гепарда. Русские воины стоят непоколебимо впервые увидев "чудо-зверя", один из телохранителей подчеркнуто расслаблен в лице явный вызов. Ольга напряженна, возможно не много напугана, но не вправе показать своих эмоций и потому остается недвижимой.
Седьмой лист. " Последняя встреча"
Здесь я изобразил Святослава вновь собравшегося в поход...
Между матерью и сыном очевидное напряжение они чувствуют, что возможно видятся в последний раз, но как и всегда подавляют в себе эмоции. Каждый остается при своем мнении, каждый непреклонен.
В первом варианте , данного листа, Святослав держался рукой за обнаженный клинок, а в правой руке было точило, что по моему замыслу должно было добавить напряжения.
Однако возникли разногласия в мнениях педагогов и по решению большинства, меч пришлось убрать в ножны.
С чем я до сих пор не согласен.
Но так ведется работа над дипломом в институте им.Репина...Частые обходы-просмотры, постоянные обсуждения и порой довольно жесткая критика. Что поделаешь...
Восьмой лист. "Смерть героя"
Изображает смерть Святослава. Не буду описывать все факторы и версии случившейся трагедии. Их достаточно много...
Скажу лишь, что лист является заключительным по действию в серии.
Святослав пронзенный стрелами, изображен на обрыве, что должно было подчеркнуть трагичность происходящего.Девятый лист.
"Твердыня"
Данный пейзаж с изображенной на нем русской крепостью заканчивает серию работ объеденных названием "Жизнь Святослава".
Хочется добавить, что в данный момент я заверил авторство своих работ в институте.
Авторство подтверждается подписями декана и проректора института, а также гербовыми печатями.
В то же время, луганский художник Дмитрий Сергиенко уходит от вопросов журналистов по теме плагиата моих работ, не смотря на то, что еще недавно очень охотно с ними сотрудничал...