Главная » 2013 » Август » 4 » Богородское училище - интервью с директором
23:24
 

Богородское училище - интервью с директором

Иконка блога Резьба по дереву вокруг света Богородское училище - интервью с директором

  • Резьба по дереву вокруг света
Богородское — с чем ассоциируется это название? У того, кто хоть раз в своей жизни видел забавного медведя, играющего на балалайке или бегущего на лыжах, это название олицетворяет промысел деревянной резной игрушки и скульптуры, насчитывающий в своей истории не одно столетие. Искусство Богородских резчиков донесло до нас своеобразный мир людей и животных, а также уникальные навыки ремесла, созданные и развитые несколькими поколениями резчиков. Сформировавшись на основе древних традиций обработки дерева, существовавших во Владимирской и Московских землях, промысел испытывал самые разнообразные влияния: профессионального искусства и книжной графики, политики и даже моды.



Мастера богородской резьбы используют топор, круглые стамески разного диаметра, прямые стамески, богородский нож. При этом инструменты должны быть остро наточены на специальных брусках и оселках. Богородские резчики используют древесину различных мягких пород, в частности, липу, которая легко и чисто режется. Предварительно материал для резьбы должен быть просушен в течение 2-3 лет. Для выполнения работы выдержанный брус пилят и колют на необходимые по размеру чурки. Потом мастер делает топором зарубку будущей работы, выделяя главные формы, постепенно уточняя их стамесками и ножом. Моделирование и отделка формы является заключительным этапом.



Традиционно свои изделия богородские резчики вырезали «с маху» — сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительно подготовленных эскизов. К предварительному рисунку опытные мастера прибегали лишь в тех случаях, когда готовили новую, сложную, уникальную композицию.
В основе каждого богородского произведения лежит так называемый трёхгранник, т.е. треугольная в плане чурка, получившаяся от раскалывания липового или ольхового полена вдоль на четыре части. Фигурка человека или зверя вписывается в этот трёхгранник. При этом мастера избегают излишней детализации, стремясь к простоте и обобщённости форм. Богородской скульптуре присуща простая и ясная композиция всегда подчиненная творческому замыслу мастера. У резчиков хорошо развито чувство ритма — одна фигура подчеркивает действие другой, пластическая линия ритмично дополняется небольшими порезками. Силуэт четкий и выразительный. Многофигурные сценки, как, например, «Хозяйства», обычно решаются фронтально. Пространство ограничивается подставкой, на которой развертывается действие. Условно решенные деревья завершают сценку, играя роль декораций.
Удивительная законченность пластических характеристик богородской скульптуры и игрушки при очень обобщённой моделировке фигур — результат коллективной работы мастеров многих поколений. Резьба состоит из нескольких последовательных этапов. Сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, делая это зарубкой топором крупных плоскостей; потом более конкретно отрабатывает силуэт и все части фигуры широкими полукруглыми и более мелкими стамесками, и, наконец, выполняет окончательную отделку поверхности, снимая тонкую стружку богородским ножом, оканчивающимся треугольным скосом и отточенным до остроты бритвы. Завершают декоративную отделку поверхности ритмичные бороздки, созданные с помощью мелких стамесок. Такой «росписью» или «пиской» передается шерсть животных, оперение птиц, гривы и хвосты коней. У некоторых фигур поверхность оставляют гладкой, отделывая её мелкой шкуркой.



Искусство Богородской резьбы живет и в наши дни, оставаясь органически близким и понятным всем от «мало до велика». Как и другие виды народного творчества, резная деревянная игрушка и скульптура, уходя своими корнями вглубь веков, выражает живую непосредственную связь между прошлым, настоящим и будущим.



Непросто жить в современном мире людям, отвечающим за сохранность русской культуры, за передачу бесценных традиций народных промыслов, но они не сдаются. Как это им удается, читателям журнала «КСТАТИ» рассказывает и.о. директора Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Богородское художественно-промышленное училище Светлана Патракова.



— Светлана Ефимовна, в каком году открылось ваше училище?

— Училище основано в 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства как учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. К сожалению, прямых указаний на конкретную дату основания мастерской в архивах нет. По косвенным данным можно судить, что это 28 сентября 1913 года. Заведующий мастерской Константин Эдуардович Линдблат (1877 г.р.) был прислан из самого Санкт-Петербурга.

— А почему решено было открыть училище именно в Богородском?

— К этому времени в деревне Богородское была развита самобытная художественная резьба по дереву — богородская игрушка и скульптура. Она пользовалась широким спросом среди простого народа. Игрушку покупали и ценители, коллекционеры изделий народного творчества.
Промысел возник вблизи Троице-Сергиевого монастыря, вокруг которого активно развивались разнообразные ремёсла. Характер промысла это искусство приобрело к концу XVIII века. Первоначально в Богородском резали «бельё» для cергиевской игрушки и скульптуры, и только к середине Х1Х века здесь сформировался собственный художественный почерк, отличающийся особой пластикой. И именно тогда центр резного деревянного дела сместился из Сергиева Посада в Богородское.
Мастерство резьбы по дереву молодые резчики приобретали в семье, от отцов и дедов. А что было делать ребятам из других деревень, желающим научиться этому знаменитому промыслу? Вот так и возникла идея создания школы резьбы по дереву в Богородском…



— Кто из известных художников окончил ваше учебное заведение?

— Резная артель воспитала не одно поколение выдающихся резчиков по дереву. Среди старейших мастеров известны фамилии Барашковых, Бардёнковых, Стуловых, Чушкиных, Бобловкиных, Зининых, Максимовых, Ерошкиных и др.
Среди учащихся профтехшколы было много талантливой молодежи. Они сумели выработать собственный индивидуальный стиль, стали первоклассными мастерами богородской резьбы. Это И.К. Стулов, Н.И. Максимов, В.С. Зинин, И.Е. Волчков.
Наиболее интересно переосмыслили старые традиции в своем творчестве современные резчики — А.Н. Варганов, О.И. Михайлов, М.Я. Дворников, С.А. Паутов, И.М. Польский, Т. Фленова.

— Сколько человек выпустило училище за прошедшие годы?

— За годы существования училище выпустило более тысячи человек, точной цифры мы, к сожалению, не имеем.

— А сколько учится сейчас?

— В настоящее время у нас учится 47 человек.

— Насколько мне известно, зарплата ваших преподавателей невысока. Как удается сохранить преподавательский коллектив?
— Вы совершенно правы, но, несмотря на трудности, в училище сложился стабильный, квалифицированный, работоспособный и достаточно молодой (средний возраст 44 года) преподавательский коллектив. Преподавателями специальных дисциплин работают бывшие выпускники училища, получившие в дальнейшем высшее педагогическое образование. Среди преподавателей трое имеют звание «Народный мастер России»: В.Ф. Вайсеро, В.А. Градов и Г.А. Рунов.
Хочу подчеркнуть, что с 90-х годов ХХ века обучение в Богородском художественно-промышленном училище является практически единственной формой передачи богородского мастерства. Поэтому перед коллективом училища стоят задачи сохранения и дальнейшего развития лучших традиций творческого обучения молодых художников-мастеров.

— Замечательно. Кстати, а как трудоустраиваются ваши выпускники?
— Я могу с гордостью сказать одно: наши выпускники на учете в Центре занятости не состоят. Основным потребителем специалистов, выпускаемых училищем, долгое время являлось базовое предприятие ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». В настоящее время на фабрике работают всего около 50 человек, и хотя руководство фабрики заинтересовано в наших выпускниках, однако из-за невысокой заработной платы на фабрике, в последнее время многие выпускники предпочитают другие варианты трудоустройства.
Часть выпускников занимается индивидуальной творческой деятельностью, многие трудоустраиваются в различные творческие коллективы Москвы, Сергиева Посада, в городах по месту своего постоянного проживания. Наши выпускники работают преподавателями общеобразовательных, художественных школ, Домов творчества детей и юношества, средних специальных учебных заведений.
Многие выпускники продолжают свое обучение в вузах по профильной специальности — это Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, Московский областной педагогический университет им. Н.К. Крупской, Академия живописи, ваяния и зодчества, Академия художеств в Санкт-Петербурге и др.
Мы создали свой сайт в Интернете (bogorodsroe-hpy.narod.ru) и будем активно его развивать. Но основное направление работы, основная задача, стоящая перед коллективом училища, это сохранение и дальнейшее развитие традиций богородского промысла…

Статья предоставлена сайту Олегом Мадышевым
Просмотров: 2938 | Добавил: binestall | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz